До прошлого года самым востребованным и популярным "взрослым" механическим карандашем в Японии на протяжении нескольких последних лет считался Pentel Smash... но это было лишь до прошлого года...
Но давайте сначала начнем, с этого самого Pentel Smash. Это достаточно старая уже модель, выпускаемая японцами с 1980-х годов. Изначально он выпускался в виде "чертёжной серии", из 4 или 5 моделей под разные диаметры грифеля. Несколько раз за эти годы карандаш снимали с производства. Не потому что он устарел, а чтоб расчистить дорогу более новым моделям. Снимали, а потом снова возвращали на конвеер. Потому что потребители упорно хотели потреблять именно Smash, а не то, что хотели им продавать маркетологи Pentel.
Ну и где же этот твой Smash, спросите вы, пошарив поиском по магазину. Да нет его тут сейчас. Популярность этой модели - это чисто японская популярность. Во всем остальном мире о нем либо давно забыли, либо никогда не знали, либо видели, но не поняли. Несколько лимитированных Smash должно подъехать через месяцок, или около того. А так... ну у нас эти карандаши не поняли, и продавались они всегда ну очень так себе.
Оцените хотя бы японский рекламный ролик, посвященный этому карандашу:
Или рекламный баннер:
Выглядит Smash куда интереснее, чем всё семейство GraphGear вместе взятое. И это только стандартная модель. Которой в случае особо популярных продуктов дело никогда не ограничивается. Лимитированные Smash - это зачастую просто визуальные бомбы, где матово-чёрный грип скомбинирован с неоново-оранжевыми или еще какими-нибудь "вырви-глаз" оттенками.
Вот пример подобного творчества. Лично на мой вкус все GraphGear вместе взятые отдыхают.
Главные "фишки" этой модели это грип-секция, изготовленная из металла с квадратными прорезями. Сквозь которые выступают "противоскользящие" квадраты из эластомера. И кнопка-гармошка. Построен карандаш по принципу: металлический перед и пластмассовый зад. Я в курсе конечно, что у нас в стране все сплошь и рядом ищут цельнометаллические карандаши. Но это потому, что особо этими карандашами не пользуются. В целом же комбинированный вариант куда более эргономичен. Хотя понятно, что при покупке карандашей в качестве гаджетов, об эргономике думаешь в самую последнюю очередь.
В серию чертёжных/графических карандашей Pentel это карандаш теперь не входит. Хотя напомню, изначально это была серия из нескольких карандашей, от 0,3 до 0,9 мм. Сейчас их оставили всего две модели: 0,3 и 0,5 мм. Два диаметра, наиболее популярные с точки зрения письма.
Ну так вот. До прошлого года этот Smash и был самым массово-популярным карандашем у взрослых японцев.
Но в прошлом году произошло самое громкое событие на всем японско-канцелярском рынке за последние годы.
С огромной помпой, с огромной рекламой, с огромным шумом в продажу был запущен Pentel Orenz Nero 0,5 мм.
Да, всего-лишь еще одна модель не совсем уже нового карандаша (он выпускается с 2017 года). Но шума вокруг него было соизмеримо с шумом при выходе новых айфонов. С оговоркой, что новые айфоны входят ежегодно, а такого шума вокруг банальных ручек или карандашей на моей памяти не было вообще.
Название Nero - это "чёрный" по-итальянски. Поскольку карандаш для взрослых, то и с цветом особо мудрить не стали.
Orenz Nero это на текущий момент флагманский карандаш Pentel. С еще более вызывающим дизайном, с системой защиты грифеля от поломок и с автоматической подачей грифеля. Правда сразу должен предупредить. Автоматическая подача грифеля у японских карандашей хорошо работает лишь если вы пишете по-японски, то есть оставляете на бумаге кучу коротких отрывистых линий. Потому что приводится в действие этот механизм при каждом касании-поднимании карандашем бумаги. То есть если конкретно в вашем случае она будет работать не совсем так, как ожидалось - можно лишь порекомендовать начать изучать японский язык и писать в тамошние прописи.
У базовой модели карандаша Orenz тоже к качестве маркетологических фишек указано, что на кнопку придется жать реже, чем у обычных карандашей. В случае с Nero - нажатия требуются еще реже.
Похожий функционал в настоящее время есть лишь у механических карандашей Pilot схожего ценового диапазона. В целом же принцип работы механизма близок по духу к карандашам Uni Kuru Toga. Только у Uni грифель вращается, а у Pilot/Pentel он выдвигается.
Да, из чего карандаш сделан. Это и не металл, и не пластик. Это композит из первого и второго. Благодаря этому у карандаша и вес удалось сохранить на отметке 16 граммов. Если кому-то хочется потяжелее, то в разделе с карандашами есть монстры по 50 граммов. Тут же вес не выходит за пределы разумного. Еще одна фишка - грип и баррель карандаша это единое целое. Хотя по виду можно подумать, что он раскручивается посередине. Но нет, не раскручивается, корпус монолитный, без люфтов.
Ну и в очередной раз хочется обратить внимание на то, что в рекламном ролике ни словом не упоминается о том, что подобные карандаши каким-то боком предназначены для рисования. Наоборот, чётко показано, что предназначены они для написания иероглифов. А уж чем и как вы в России будете заниматься с каллиграфическим карандашем - это ваше личное дело.
Изначально Nero выпускался в двух диаметрах, 0,2 и 0,3 мм. Оба из которых даже по меркам Японии являются экстримом. У нас некоторые люди пишут, что пытаются рисовать грифелями с таким диаметром. Но по факту эти грифели созданы японцами именно для письма. Сами же они рисуют... ну нашел я как-то видео с рисующим Миядзаки. Никаких хитрых механических карандашей у него не было, обычные деревянные карандаши Mitsubishi Uni.
Но вернемся к Nero. Появился в свет он в 17-ом году (если не даже еще ранее), и первое время купить его в Японии было просто нереально. Изготавливали их очень мало, а спрос превышал все возможные пределы. Потом к 18-ому году объемы выпуска были увеличены, и карандаш стало возможно купить без приключений. И началось его триумфальное рыночное шествие. Сначала чтоб разогреть японскую публику на рынок были выброшены стильные ультра-лимитированные Nero в двух новых популярных оттенках: тёмно-синий Navi и темно-серый Gun Metallic. Тоже 0,2 и 0,3 мм. Японцы не раздумывая смели их. И даже не задумались, почему "чёрный-nero" теперь не всегда означает "чёрный". Мне в коллекцию этих лимиток не досталось (чему я не особо и расстроился, потому как давно уже поставил крест на каких-либо коллекциях, под коллекцией подразумевается некая кучка канцелярии, которая служит для того чтоб хоть самому пощупать и попользоваться тем, что продаешь).
В прошлом году в серию добавилась наконец и версия под самый популярный диаметр грифеля - 0,5 мм.
Вместе с карандашем Pentel выкинула на рынок большое количество разного рода канцелярского Nero-мерчандайзинга. Например в считанные часы японцы размели чёрные ручки-ластики Pentel Clic for Nero. Сейчас эти ластики стоят на японских аукционах дороже самих карандашей. Были выпущены и одноименные грифели, и блочные ластики "Nero", и даже маленькие чёрные контейнеры для грифелей: уж более бредового сувенира даже представить себе не могу. Но весь этот бред японцы разметали в считанные часы.
Вот кстати этот пример маркетинга. Упаковочка в которой лежат 1) комплект обычных грифелей 0,2 мм и 2) феноменальный бокс, в которые очевидно эти грифели вам следует пересыпать самостоятельно. Причем разумеется, что для каждого диаметра грифелей был выпущен свой Nerо-бокс. Видите, на нем циферки 0.2.
Ну то есть коллективная Nero-мания в действии.
На некоторые из "неро-гаджетов" вы можете посмотреть в этом ролике. Если не смущает японская озвучка.
По понятным соображениям никакие неро-гаджеты в этот магазин никогда не попадут. Потому что истерии вокруг Nero у нас не было, и не предвидется.
Но сами карандаши в магазин пускай и с жуткой задержкой, но попали. Задержки сейчас связаны ну сами понимаете с чем. Вообщем не будь КОВИДа, он приехал бы в прошлом году.
Длинная новость получилась. Но поскольку речь идет об одном из самых интересных явлений на рынке японской канцелярии за последние годы, то можно уж и не скупиться на слова.